Воскресенье, 19.05.2024, 05:20
Приветствую Вас Гость | RSS

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Проза

Как мы жили Пасха

КАК   МЫ   ЖИЛИ

Обычаи и традиции являются неотъемлемой частью жизни людей. Но у каждого народа исторически сложились свои, местные  обычаи, которые по традиции передаются из поколения в поколение. И даже в  каждой семье существуют свои традиционные обычаи.  
    Каждый человек, где бы он ни был, я уверен в том, что он вспоминает свою малую родину с её традиционными обычаями. И становится от этих воспоминаний на душе светло и радостно, и чуточку грустно и волнительно на сердце. Вспоминается всё: и семья, и соседи, и друзья, и школа.    
...  В воспоминаниях предстаёт вся картина той жизни – жизни на малой родине. И чем дальше годы отделяют нас от родных мест, тем ближе сердцу становится этот милый родной уголок с его людьми и самобытностью.
    Моему сердцу близок мой родной уголок – это село Перкино Сосновского района Тамбовской области.  Здесь я и хочу рассказать, как мы жили, как отмечали праздники, как трудились. Эти воспоминания из моего детства. Времени с той поры прошло достаточно много, и многое изменилось с тех пор. И жизнь на моей малой родине тоже изменилась. К сожалению уже нет многих односельчан, осталась только память о них. Но, появилось много новых жителей села, среди которых есть и переселившиеся сюда из других мест, со своими обычаями и традициями.  Я не хочу делать сравнение лучше или хуже стало. Всему своё время. Каждая самобытность имеет право на существование, каждая самобытность есть история народа. Главное, чтобы было взаимное понимание, согласие и уважение друг к другу и, чтобы не утратилась традиция преемственности обычаев от поколения к поколению.

                                                                       …просто просится сердце туда,
                                                                       где дал Бог моей жизни начало…


    
ПАСХА

    Пасха! Как мне помнится, в пору моего детства к встрече этого религиозного праздника готовились особо тщательно. К другим праздникам – Святой Троице или Успенью, или к другому какому то празднику  тоже готовились, но Пасху всегда встречали особенно.  Да и мы, ребятишки, тоже с нетерпением ждали наступления Пасхи. Недели за две до праздника, а то и раньше, начинали собирать куриные яйца. У нас в сенцах стоял большой деревянный ларь ( большой ящик с крышкой) в котором хранилась мука и зерно. В этом ларе в отделении с зерном лежало решето. В это решето и складывала мама яйца. Есть яйца было нельзя до Пасхи, но можно было посчитать, сколько их там набралось. Я почти каждый день открывал крышку ларя и пересчитывал яйца. Это было такое познание математики.
    К празднику надо было заготовить и масло. Холодильника тогда не было. Молоко в глиняных горшках хранилось в погребе. У нас был глубокий погреб, выложенный кирпичом. В погребе было прохладно, и молоко хорошо хранилось. Мама посылала меня в погреб снимать сливки. Я брал деревянную ложку (обязательно деревянную, чтобы молоко после не прокисло) и из каждого горшка ложкой собирал в банку сливки. Когда сливок набиралось достаточно, то начинали сбивать масло, а у нас в селе говорили не сбивать, а – па́хтать. Так и я буду далее применять это слово.
    Масло па́хтали в большом глиняном кувшине. В этот кувшин заливали сливки, подвешивали его на верёвке к балке в сенях и качали, как на качелях. Мне тоже приходилось качать этот кувшин. Процесс этот долгий, а хотелось, чтобы быстрее масло пахталось. Качаешь-качаешь кувшин, откроешь горловину, посмотришь, а там начинают появляться мелкие-мелкие кругляшки. Снова качаешь-качаешь кувшин, посмотришь, а кругляшки уже крупнее стали. И вот уже, когда масло спа́хталось, то вместо сливок появляется мутная водичка, а в ней кругляшки масла.
    Вынет мама эти кругляшки из кувшина, скомкает в один большой комок – получилось вкусное масло из коровьего молока. И тут уж обязательно: отрежет мама хлеба, намажет на него свежее масло, посыплет сахаром; усядешься где-нибудь, например, на пороге, и ешь этот вкусный деревенский бутерброд, с которым не сравнить эти современные заморские бесполезные чизбурги, гамбурги и прочие фишбурги. Готовое масло относили на хранение до праздника в погреб. Такое масло у нас называли коровьим или чухонским.
    С приходом тёплых весенних дней перед пасхой делали уборку в доме и вокруг дома. Выставляли вторые рамы окон. Мыли окна. Открывали настежь рамы, и в дом врывался ветерок с тёплым и неповторимым запахом весны. Стены в доме тогда были побелены. К пасхе обновляли стены свежей побелкой. Мыли потолок. Но у нас в селе говорили мыть не потолок, а мыть потолки́. Конечно, мыть потолки было нелегко. К нам, как мне помнится, приходила папина сестра тётя Маша и помогала. На окна вешали новые шторы или же стирали прежние, отглаживали и снова вешали. И, если были заготовлены новые половики, то новые половики стелили на пол накануне пасхи.  В доме как - будто всё изменялось: становилось свежо́, светло́, просторно и было радостно. Особое внимание при уборке уделялось переднему углу. Передний угол, это угол с иконами. Иконы снимали, протирали, снова ставили в передний угол и накрывали свежим, вышитым цветными нитями полотенцем. Перед иконами всегда была лампада, подвешенная к потолку. В ночь перед наступлением Пасхи лампаду зажигали. Маленький тёплый огонёк лампады освещал передний угол, отражаясь в стёклах икон.
    Только что вымытые некрашеные полы в сенях пахли свежим запахом дерева. Свежесть этого запаха невозможно забыть. Он и сейчас напоминает те далёкие дни моего детства.
    Делали уборку и вокруг дома. Подметали и убирали мусор.
    Перед Пасхой, обычно за день до Вербного Воскресенья, обязательно делали уборку на могилках родных: убирали прошлогоднюю траву и листья, подкрашивали кресты и оградки. Могилки украшали живыми и искусственными цветами. Этот обычай соблюдается и сейчас. Сохранился и такой обычай до настоящего времени, как класть на могилки продукты. Кладут всё, что только можно: и конфеты, и печенье, и яйца, всего невозможно перечислить. Кладут даже селёдку, котлеты и колбасу. Я лично считаю это пережитки прошлого, и ничего общего не имеют с православной
верой,  и я никогда не кладу продукты на могилки.  После по могилкам ходят собаки, кошки, поедая продукты, и разводятся муравьи. А на столиках продукты, размытые дождями, превращаются в тесто. Для усопших важна молитва и память.
    К пасхе готовили пшённую муку на блины. Женщины из двух или трёх соседних дворов собирались вместе и в ступе толкли́ пшено на муку. Чтобы получилась хорошая мука, надо было пшено долго  толо́чь (разминать). Нам, ребятишкам, тоже разрешали толо́чь. Тут тоже надо было иметь навык,  а то  стукнешь пяхтилём ( пяхтиль это такой предмет из дерева, которым толо́чат пшено), и пшено выскакивает из ступы. Готовность пшённой муки женщины определяли, как говорили, на зуб. Возьмут щепоть муки и разжевывают. Если нет крупинок, то значит, мука столклась хорошо.
    Покупали к пасхе и новую одежду. За одеждой и за новыми шторами женщины ездили в город. В конце дня с покупками собираются они на автовокзале и в ожидании рейсового автобуса сидят в тени на травке, едят плавленые сырки с батоном, а на голове новые фуражки, купленные для мужей. О фуражках хочется особо рассказать.
    К пасхе обязательно покупали новую фуражку. Если положить её в мешок с другими вещами, то она может помяться. Вот и сидели женщины возле вокзала с фуражками на голове, а на фуражке висела бирка. Мужчины надевали фуражку в первый день пасхи, а потом начинали её носить каждодневно. За лето фуражка сильно выгорала на солнце. Фуражка защищала голову от солнечных лучей, а ещё её использовали, как фильтр. Надо было попить воды из речки, черпали воду фуражкой, вода процеживалась ручейком; подставляй рот и пей. Вот так за летний сезон фуражка изнашивалась. Конечно, её можно было ещё носить, но только в будние дни, а к пасхе покупали новую.
Ну, вот и приготовились к пасхе: яйца набрали, в доме прибрались, возле дома навели порядок, одежду новую купили и взрослым и детям.
    Наступил чистый четверг. В этот день надо было обязательно мыться. Это как бы означало очистить тело, чтобы встретить Воскресенье Христово с чистым телом и в новой одежде. В этот же день красили яйца.  Мама варила яйца и туда же в кастрюлю сыпала порошок, обычно красного или оранжевого цвета. Мы с интересом ожидали – как будут выглядеть крашеные яйца. Мама вынимала готовые крашеные яйца, протирала их растительным маслом и складывала в миску. Так миска с яйцами и стояла до наступления Христова Воскресенья.
    В чистый четверг, перед тем как мыться, мужчины приходили к моему отцу подстригаться. У отца была ручная машинка для стрижки. Он выносил табурет (у нас называли табуретка) на улицу на этом табурете он и подстригал. Нас – мальчишек отец тоже подстригал. Бывало, как закусит машинкой за волосы, как дёрнет за волос – больно было до слёз.
    Ожидание наступления пасхи было томительным. Так хотелось, чтобы она быстрее наступала.
    И вот наступила Пасха!
    Ещё только забрезжит рассвет, а в доме уже вкусно пахнет. Это мама готовит праздничный обед: печёт блинчики, или блины, печёт пирожки, или аладушки, варит щи с курицей. Холодец, куличи и творог с изюмом готовились заранее. На столе стоят крашеные яйца. И тут уже не до сна. Так и хочется выйти на улицу в новых брюках, в новой рубахе и новых ботинках. А ещё очень хотелось съесть первые блинчики, которые получились комом. Я уже знал, что мои друзья тоже не спят и им тоже не терпится показать новую одежду. Мы выходили на улицу, встречались и рассматривали у кого какая рубашка или брюки. Обменивались крашеными яйцами. И, как мне помнится, на Пасху всегда была тёплая солнечная погода. И у людей, как и у природы, на душе было солнечно и радостно. Я не помню, чтобы на Пасху было пасмурно и прохладно. А вот теперь, уже несколько лет, почему - то на Пасху обязательно идёт дождь и прохладно.
    С утра надо было идти на кладбище. Поэтому всей семьёй рано завтракали – разговлялись. Говеть – это значит соблюдать пост, не есть жирной пищи. И вот в первый день Пасхи, когда заканчивался пост, на завтрак ели творог с изюмом, с куличом и с яйцами. После завтрака всей семьёй шли на кладбище. Мне запомнилось, как одевались. Отец рано утром брился. У него был флакон одеколона с распылителем. Он брызгал одеколоном на лицо, и запах одеколона разносился по дому. Одевал он шёлковую рубаху, брюки заправлял в хромовые, начищенные кремом, сапоги. И, конечно, как я рассказывал выше, надевал новую фуражку. Мама к Пасхе шила новую юбку и кофту, как обычно, из цветастого материала. Так у нас называли материал, если рисунок был в цветочек – значит цветастый.  На Пасху было принято одеваться в одежду ярких цветов, потому что праздновали Воскресенье Христа, радовались этому событию.
    Личных автомобилей тогда ни у кого небо. Разве только у некоторых были мотоциклы. Люди семьями шли на кладбище пешком. Наше село растянуто около 7 км. Кладбище находится на конце села, между Семикино и Перкино. Люди шли в нарядных одеждах, будто цветной ручей течёт. Встречались, поздравляли друг друга с праздником, обнимались и троекратно целовались со словами – Христос воскресе – воистину воскресе.
Этот обычай и сегодня не утрачен.
    Мне тут вспомнилось, как я однажды шёл с родителями на кладбище, и был я обут в новые ботинки. На ботинках были длинные шнурки, и почему – то они постоянно  развязывались. Так всю дорогу туда и обратно я испытывал неудобство. Потому то из-за шнурков и не забывается тот день Пасхи.
    На кладбище в этот день очень много было народа. Люди встречались, христосовались (поздравляли с праздником и целовались), обменивались крашеными яйцами. Все могилки сплошь были  буквально завалены яйцами и разными другими продуктами. Сейчас такого уже не услышишь, а тогда отовсюду было слышно, как женщины плачут на могилках и голосят - причитают.
    Ближе к обеду возвращались с кладбища. По дороге домой обязательно заходили в гости к сестре Нине, они тогда жили недалеко от кладбища. Заходили к ним в гости и родственники из Семикино. Все садились за стол, обедали – отмечали праздник. На столе были обязательно щи с курицей, холодец, блинчики, пирожки, творог.
    После этого по дороге домой ещё заходили в гости к папиной сестре Скворцовой тёте Нюре. Она пекла очень вкусные блины.
    По всему селу то тут, то там была слышна игра на гармошках. Люди возле домов веселились: плясали под гармошку, пели песни и частушки. Проходившие мимо люди, подходили присоединялись и тоже начинали плясать и петь. Веселье длилось до самого вечера.
    А когда приходили домой с кладбища, то собирались где - то и начинали катать яйца. Катать яйца – это такая игра. Брали желобок, ставили его под уклон и скатывали по нему яйцо. Если, скатившись,  яйцо ударялось о другое чьё то яйцо, это значит, что яйцо было выиграно. Во время игры скорлупа яиц разбивалась, и яйцо приходилось съедать. В этот день объедались яйцами.
    Праздник – праздником, а у домашнего скота праздников нет, они и в праздники есть хотят. Родители переодевались и выходили во двор управляться – кормить скот.
Пасха всегда бывает в воскресенье. После Пасхи в понедельник надо было идти в школу. В школу мы приходили уже в новой одежде, которую покупали к Пасхе.
    Вот так и проходил великий праздник Воскресенья Господне – Пасха.
    
 

 

Категория: Проза | Добавил: Николай (21.04.2022)
Просмотров: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика