Воскресенье, 19.05.2024, 04:08
Приветствую Вас Гость | RSS

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Проза

ПОЛОВИЧОК

                                                                                                  Дорожите своим прошлым!
                                                                                                  Помните: – мы оттуда!
                                                                                           

ПОЛОВИЧОК

    В последнее время в социальных сетях я часто вижу фотографии красивых в полоску половичков, которые ткали в деревнях. Наверное люди с тоскующей любовью вспоминают об ушедшей в прошлое неповторимой красоте самобытного искусства и культуры. Эта домотканая радужная полоска вызывает чувство ностальгии о прошлой жизни и хранит в себе огромный пласт исторической семейной памяти.
    В моём доме на полу уже много лет лежит небольшой половичок. И всякий раз, когда наступаешь на него, то как – будто, нажатием ноги включается кнопка памяти, и встают перед глазами лица родных, родной дом, наш семейный быт и ещё много-много чего из той далёкой безвозвратной жизни детства. Но в первую очередь сразу же предстаёт картина создания этого, без преувеличения будет сказано, уникального шедевра культурного наследия русской деревни.
    Как это было.
    Подходят к концу осенние хлопоты: завершена уборка урожая, убраны в погреба картошка, соленья, сложено в стога сено, заготовлены дрова. Утеплены двойными рамами окна в домах. С наступлением холодов затапливают печи. Тепло от печки, на окнах отбеленные выбитые шторы, на полу разноцветные в полоску половички создают уют и покой на душе, когда за окном уже властвует зима. В это время крестьянин свободен от полевых, луговых и огородных работ. Наступают продолжительные зимние вечера. Но не будет русский крестьянин всё время лежать на печи. В эти вечера много работы, которую можно делать в доме. Мужчины ремонтировали обувь, подшивали валенки, налаживали хозяйственный инструмент. Женщины собирались у кого–то в доме и занимались вышиванием, вязали кружева, шили одежду, стегали одеяла, пряли шерсть, вязали носки, варежки и ткали половики. В эти вечера можно было услышать много разных песен рассказов из их жизни. И ведь, как я теперь вспоминаю, пели то они не просто, а их пение было разноголосое. – «Во ку, во кузнице, во ку, во кузнице, во кузнице молодые кузнецы…» В словах тех песен был глубокий смысл, отображающий исторические факты из жизни наших предков. Теперь этот наш местный фольклор навсегда утрачен. Не думал я тогда, что все эти обычные посиделки, рассказы и песни на самом деле могли бы быть настоящим кладом фольклора (мал я тогда был для такого).
    В эти же вечера и обсуждался вопрос – кому нужно было ткать половики. У кого-то половики были ещё не так давно сотканы, а у кого - то уже поизносились. Договаривались, в чьём дому будут устанавливать ткацкий станок. Ткать определялись на два, а то и на три двора.
    Настало время заготовки материала на половики.  Женщины, которые собирались ткать, обращались: - «Бабы, посмотритя по своим углам, у кого там валяются ненужные тряпки, а то уж надо рвать чечки (чечки это полоски на которые рвали ненужные уже поношенные предметы одежды). Знакомые, соседи, родственники приносили старые вещи, которые теперь назывались тряпками.  Долгими осенними вечерами также собирались женщины в одном доме, в котором намечалось ткать, рвали или резали ножницами на узкие полоски тряпки и сматывали их в клубки. Если тряпки были цветными, то сразу же и превращали их в клубки, а если тряпки были однотонные или некрасивые по цвету, то их необходимо было красить. Тогда в больших чугунах кипятили воду, сыпали в него красящий порошок нужного цвета, закладывали тряпки и долго кипятили. Затем просушивали и резали на полоски, сматывая в клубки. Когда это происходило в нашем доме, то и нам, детям, доставалось поучаствовать в этом. Мама нарезала целый ворох этих разноцветных тряпичных полосок, а мы сматывали их в клубки. Таких клубков набиралось очень много, целые корзины стояли, наполненные ими.
    Вот, наконец закончена заготовка материала (клубков). Мама в магазине покупала много-много ниток в катушках № 10.
    - Бабы, надыть становить стан и сновать. Приходитя завтра, кто смогёть.
    Сновать это значит собирать станок и натягивать нити – основу. Делать основу не каждый мог, в этом деле нужен знающий человек. И такая женщина приходила на помощь. На эту кропотливую работу уходил целый день. После этого освобождалось множество деревянных катушек от ниток. Для нас, детей, эти катушки были невероятным подарком для игры. Из них можно было делать бусы или колесики для самодельных машинок.
    Ткацкий станок на всю округу был всего один и принадлежал он Фунтятовым. Каждый двор в селе назывался не по фамилии, а по подворью. Наша фамилия Чербаевы, а в селе назывались Федоскины ( моего деда звали Федос), а Фунтятовы по фамилии были Обидины. За время моего детства я помню, как ткацкий станок устанавливали в нашем доме. Станок в разобранном виде по деталям переносили от Фунтятовых. Нам, ребятишкам, тоже приходилось переносить детали, которые легче.
    Станок имел внушительные размеры и занимал значительную часть в доме. Все детали станка изготовлены были из дерева. Некоторые его детали держались на верёвках, концы которых цеплялись за гвозди, вбитые в потолок. Посредине станка натягивались нити во множество рядов, как струны на арфе, и проходили они через бёдро, похожее на частый деревянный гребешок. Ткали целыми днями и те, кому нужны были половики, и другие женщины приходили помогать. Интересно было наблюдать, как ложились между нитями полоски, из разных клубочков превращаясь в красивое полотно. Плотно накручивалось на деревянный барабан, превращаясь в половик. В те моменты, когда станок был свободен, мы, дети, садились за него и тоже ткали. Нажмёшь на левую педаль – нити раздвигаются, вложишь между ними полоску и прижимаешь бёрдой (гребень), затем нажмёшь на правую педаль и зажимается эта полоска нитями крепко-накрепко. Только меняй разные полоски и перед глазами появляется красивое полосатое полотно. Времени на изготовление половиков уходило много. Когда работа заканчивалась, полотно разрезалось на половики нужной длины. Станок разбирали, относили хозяевам, и после этого в доме становилось необычно просторно. На этом изготовление половиков заканчивалось.
    Готовые половики хранили до пасхи. С наступлением пасхи в доме наводили порядок: выставляли двойные рамы из окон, мыли потолки и окна, белили стены, по необходимости красили пол, на окна вешали свежие занавески и стелили на пол новенькие необыкновенной красоты половики.
    Шло время. Менялись вкусы и нравы. На смену экологически чистым половичкам пришли искусственные ковры и паласы, склеенные вредным для здоровья клеем. Следуя вредным влияниям моды на здоровье, люди «набросились» на ковры и паласы, выбросив половички, в лучшем случае на порог, а то и на свалку. Так прекратило своё существование исконно русское ремесло по изготовлению половичков. Да и людей теперь тех нет, которые могли бы это делать. И станки вряд ли уцелели.
    Сейчас, понимая ценность старинных половичков, многие бы хотели приобрести их. Но где же их взять…?!
    В нашем доме был большой рулон домотканых половиков, который так и остался там, когда мы уже не стали в нём жить. И теперь по прошествии многих лет, я с чувством большого сожаления вспоминаю о тех, оставленных нами половичках. Как бы хотелось сейчас их забрать…!
    Лежит в моём доме такой коротенький половичок и хранит он в себе память о семье и огромный пласт деревенского быта и богатой культуры нашего народа.

Николай Чербаев. Сосновка.
Январь 2021 год.

 

Категория: Проза | Добавил: Николай (09.01.2021)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика